Прибалтийские шпоры НАТО

5 августа главком НАТО в Европе Филипп Бридлав в очередной раз призвал Финляндию усилить готовность из-за российской угрозы. Как отметил генерал, нужно держать уровень обороны в тонусе. В связи с этим он призвал европейские страны проверить также уровень инвестиций и подготовки вооруженных сил.

И на первый взгляд такая подготовка действительно происходит. Судите сами.

Во-первых, Альянсом принято решение увеличить Силы быстрого реагирования до 40 тысяч человек. Их основу составят военнослужащие сухопутных подразделений Германии, Нидерландов и Норвегии, при поддержке ВМС и ВВС из Великобритании, Франции, Испании и Бельгии. Правда, недавно выяснилось, что на полевые занятия голландские солдаты выходят с пустыми магазинами, а стрельбу обозначают грозными звуками «Бенг-бенг-бенг», но теперь, когда факт вскрылся, ситуация, наверное, должна быть исправлена.

Во-вторых, в Болгарии, Эстонии, Латвии, Литве, Польше и Румынии появятся новые центры командования и управления.

В-третьих, США вроде как в рамках ротации перебрасывают в страны Балтии бронетехнику — танки M1A2 «Abrams», БМП M2A3 «Bradley» и т. д. Правда, количество машин ни там, ни в Западной Европе явно недостаточно для того, чтобы сдержать гипотетический российский прорыв на Ла-Манш.

В-четвертых, министры обороны Латвии, Литвы и Эстонии на протяжении трех месяцев активно выступают в СМИ, обещая создать общую систему ПВО средней дальности и единую систему их закупок. Правда, дело пока закончилось тем, что 31 июля министр Национальных вооруженных сил Латвии сообщил, что Рига в индивидуальном порядке закупит у США некоторое количество ПЗРК «Стингер», причем только в следующем году. Даже человеку далекому от вооруженных сил ясно, что современная система ПВО страны на основе ПЗРК не строится. Но что поделать, если скромный оборонный бюджет не позволяет приобрести более дорогостоящие вооружения, даже несмотря на «агрессивные планы России».

И тут, по идее, должны помочь натовские истребители, на ротационной основе охраняющие небо Балтии. Напомним, что для «мониторинга полетов российских военных самолетов и их сопровождения вдоль воздушных границ стран НАТО» в странах Прибалтики до недавнего времени находилось 16 самолетов из Норвегии, Италии и Великобритании. К примеру, в январе на литовской базе дислоцировались четыре португальских F-16 и четыре канадских СF-18, на эстонском аэродроме — четыре немецких «Eurofighter» и на польской базе — еще четыре нидерландских F-16.

В общем, они-то, по идее, и должны отражать готовящиеся коварные атаки российской авиации, которая чуть ли не каждый день, судя по публикациям западных СМИ, вторгается в воздушные пространства всех суверенных стран мира. Шутка ли, по информации европейцев, только в 2015 году самолетам Альянса пришлось 300 (!) раз подниматься в воздух в ответ на российские провокации.

Однако 5 августа военный представитель НАТО по печати полковник-лейтенант Джей Джанзен из Главного командного пункта союзнических сил в Европе (SHAPE) неожиданно заявил, что военный блок принял решение наполовину сократить свою миссию ПВО в странах Балтии. С 16 истребителей до 8.

После воссоединения Крыма с Россией и начала вооруженного конфликта в Донбассе, Западом всерьез поддерживался тезис о том, что Литва, Латвия и Эстонии обладают большим количеством «горючего социального материала» — русское население в этих странах составляет большой процент. Говорилось: «Где гарантии, что сложись там ситуация как в Крыму, это население не проголосует за вход в состав России?»

Возникает вопрос: если Запад действительно решил сдерживать и отражать «российскую агрессию», если США действительно решили нагнетать антироссийскую истерию в Европе, то почему их действия часто расходятся со словами? Может быть, в чем-то есть подвох?

Ситуацию комментирует замдиректора Таврического информационно-аналитического Центра РИСИ Сергей Ермаков.

— С военной точки зрения планирование возможных сценариев столкновения с потенциальным противником должно осуществляться постоянно. Этим занимаются штабы всех стран, у которых есть боеспособные ВС. Другое дело, что обычно за пределы штабов такие сценарии не выходят, носят достаточно закрытый характер. Понятно, что и в российском Генштабе просчитываются различные варианты, даже те, которые чуть выше нулевой вероятности. Однако Запад зачастую делает их частью политической риторики. Для чего? Чтобы держать в тонусе страны НАТО, выбивать из них деньги, а также для того, чтобы поднять статус EUCOM (Европейского командования вооружённых сил США — «СП»).

Но! Обратим внимание, что на недавней встрече министров обороны НАТО в Брюсселе был фактически санкционирован отход от адаптивного планирования в пользу долгосрочного и заблаговременного, так как теперь у Альянса появился реальный и сильный противник — Россия.

«СП»: — Тогда как с этим вяжется сокращение миссии ПВО в странах Балтии?

— Противоречий на самом деле нет. Натовские истребители патрулируют небо Прибалтики с 2004 года — тогда еще никакой «опасности» и близко не было. Но в связи с украинским кризисом масштаб присутствия был увеличен — с четырех до 16 самолетов. Многие аналитики говорили, мол, чем нам может угрожать полтора десятка самолетов? Но на самом деле тут было важно другое — рядом с нами развертывается военная инфраструктура. И осложнение обстановки продемонстрировало, что натовцы действительно готовились — строили наземные центры управления и оповещения, приводили в надлежащий вид аэродромную сеть и т. д. Итог — в короткий срок там появилось 16 самолетов. А где 16 — там и 32.

Сейчас вроде бы НАТО сократили миссию до восьми самолетов, объясняя это тем, что пока не видят угрозы нападения, однако к доконфликтному периоду они не вернулись. И военная инфраструктура в странах Балтии будет развиваться дальше.

У Альянса есть планы по долгосрочному наращиванию военного потенциала — на саммите в Уэльсе соответствующие документы были приняты.

Обратим внимание на Великобританию, пресса которой регулярно сообщает о том, что натовские самолеты поднимаются на перехват российских. Однако мало где говорится, что большой процент натовских самолетов, совершающих вылеты — это американские разведывательные самолеты, которые перехват не осуществляют по определению. Складывается следующая ситуация: в том районе увеличивается разведпредставительство натовской авиации, соответственно, чаще вылетают наши самолеты. А на их перехват поднимаются уже натовские истребители.

В итоге маховик раскручивается — количество самолетовылетов возрастает. А это опасно для гражданской авиации: военная авиация зачастую летают с выключенными транспондерами (приемопередающее радиолокационное устройство, позволяющее «видеть» воздушное судно, в частности, на наземных радарах — «СП»). Соответственно, возрастает нагрузка на диспетчеров, сопровождающих гражданские суда, что может привести к катастрофе.

Отмечу, что скоро усилится борьба за Арктику. В этом смысле Альянс будет экономить силы для переориентации их на арктический вектор, хотя повторю, что Балтия как стратегический форпост с соответствующей инфраструктурой будет развиваться. Скорее всего, что-то будет наращиваться и в Великобритании. Плюс ко всему Североатлантический альянс активно привлекает скандинавские страны — и не только Норвегию, но и Швецию с Финляндией, которые в НАТО не входят — эти государства также будут ориентированы на решение задач арктического вектора.

А в октябре и ноябре 2015 года в Испании, а также в Португалии и Италии, пройдут самые крупные военные учения НАТО со времен окончания «холодной войны». Там планируется задействовать чуть ли не 150 единиц авиационной техники, что для НАТО довольно колоссальное вовлечение, на которое нужны материально-технические средства, людские ресурсы и т. д. Все это говорит о том, что НАТО не собирается сокращать свои силы, а наоборот — будет их наращивать.

Источник: http://svpressa.ru/economy/article/128935/

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.