Чуров: международное наблюдение за выборами должно быть отрегулировано
Международное наблюдение за выборами необходимо очистить от политики и перевести на профессиональные рельсы, составив свод строгих правил, считает председатель ЦИК России Владимир Чуров.
«Мне кажется, что основной задачей является деполитизация института международного наблюдения, перевод его на профессиональные рельсы», — сказал он на парламентских слушаниях о международном наблюдении на выборах в Совете Федерации.
По мнению Чурова, «можно и нужно говорить о создании свода строгих правил международного наблюдения на выборах». «Иначе размывается тонкая грань между соблюдением демократических норм и вмешательством в дела суверенного государства», — пояснил он.
По словам Чурова, в международном наблюдении за выборами доминирует политика. «Политическая составляющая — это где-то 90% задач, которые ставятся перед институтами международного наблюдения всеми сторонами. 90% — это политика, 10% — это обмен опытом», — сказал он.
До подведения итогов предлагается молчать
Руководитель Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов поддержал предложение Чурова. «Мы считаем, что необходим международный акт, а в последующем, возможно, и разработка на его базе российского закона о гарантиях деятельности международных наблюдателей на выборах», — сказал он.
По мнению Борисова, необходимо, в частности, запретить миссиям международных наблюдателей обнародовать свои заявления до официального окончания избирательной кампании в стране. «Я считаю, что ключевой запрос института международного наблюдения, который сейчас скатывается в политическую плоскость, — это создание унифицированных стандартов международного наблюдения», — подчеркнул эксперт.
В свою очередь, директор Таврического информационно- аналитического центра Российского института стратегических исследований Александр Бедрицкий заявил, что международным наблюдателям нужно запретить делать заявления до конца избирательной кампании. По его мнению, соответствующие поправки нужно внести в международные документы, регулирующие деятельность наблюдателей, и федеральное российское законодательство.
Сейчас, напомнил политолог, международным наблюдателям запрещено влиять на ход выборов, но разрешается высказывать свое мнение до оглашения результатов голосования. «Если какая-то из международных организаций дает предварительное заключение, тем более если она это делает до того как результаты озвучиваются ЦИК, то это может и должно считаться непосредственным вмешательством в ход избирательного процесса и оказанием влияния на внутриполитическую ситуацию в стране», — сказал Бедрицкий.
По его словам, «такая мониторинговая миссия становится основным ньюсмейкером и узурпирует право органа, ответственного за проведение выборов, представить результаты».
Наблюдение должно быть социальным
Руководитель Российского фонда свободных выборов Игорь Богданов считает, что, если Россия не хочет довольствоваться «электоральным туризмом», то необходимо вырабатывать «свою технологию наблюдения».
При этом, по его мнению, Межпарламентская ассамблея СНГ «может и должна стать профессиональным генератором создания универсальной технологии международного наблюдения». Это позволит вовлекать в процесс наблюдение «широкие массы людей и НКО».
Богданов предложил разделить подходы к международному наблюдения за выборами на юридический и социальный. За юридическую составляющую должны отвечать государственные структуры, а за социальную — некоммерческие организации.
«Оценки у разных групп наблюдателей могут быть диаметрально противоположными… При юридическом подходе демократичность выборов оценивается по формальным критериям и правилам, прописанных в законодательных нормах. Социальная оценка выборов опирается на моральные нормы и связаны с теми параметрами, которые не прописаны в законодательстве», — пояснил он.
Богданов подчеркнул, что социальный подход к выборам субъективен, но позволяет отследить такие аспекты выборов, как давление на избирателей и избирательные комиссии, СМИ и проч.